Регионом представлен опыт работы по реабилитации детей в учреждениях социальной защиты в дистанционном режиме.
Пандемия новой коронавирусной инфекции (COVID-19) самым неожиданным образом всколыхнула социальное сообщество, поставив перед нами задачу быстрой перестройки всего реабилитационного процесса. Традиционные методы контактных занятий стали недоступны в период изоляции детей.
В настоящее время это работа широко ведется в учреждениях в контакте «специалист»- «семья, ребенок».
Дистанционная работа развивается в различных формах:
— онлайн занятия (первичные или поддерживающие для тех детей, которые уже занимались очно);
— готовые уроки в режиме автоматического воспроизведения (учебные фильмы);
— трансляции мероприятий, родительских собраний (решает вопросы информирования родителей);
— онлайн встречи с семьями, которые могут продемонстрировать успешный опыт реабилитации детей со сложностями развития.
Информационным ресурсом на сайте каждого учреждения в ближайшее время станет сервис «Открытые электронные курсы «Школа реабилитации «Мы сможем».
Онлайн консультирование родителей — эффективная форма взаимодействия с семьей. Эта работа начата в регионе.
Дистанционная работа актуальна и вне карантина – это курсовая реабилитация, с прерываемыми периодами, продолжительная болезнь ребенка, значительная удаленность от учреждения (особенно в сельской местности).
Эффективно проведение консультаций для родителей (экономия времени родителей, нет необходимости отпрашиваться с работы).
Важным в данном направлении работы является повышение уровня профессионализма и квалификации специалистов социальной защиты. В профессиональной среде получили высокую оценку такие направления в работе как:
— получение онлайн консультации у других специалистов, в том числе, очень актуальная супервизия для молодых специалистов;
— онлайн вебинары и мастер-классы. Например, «Школа осознанного родительства» – лекции экспертов по вопросам воспитания детей с особенностями развития, привитие социально – бытовых навыков.
Специалистами учреждений социальной защиты региона отработаны методические решения для подготовки онлайн занятий с соблюдением восьми этапов – от планирования занятия в соответствии с ИПРР (индивидуальной программой развития ребенка) до обратной связи (обязательный этап рефлексии с родителем).
Дистанционные занятия по реабилитации, имея несомненные плюсы, закрепляются в работе учреждений социальной защиты. Очевидным является то, что это и эффективный способ работы с семьями в непрерывном режиме курса реабилитации и закрепления полученных навыков в процессе реабилитации.
«Применение технологий дистанционной работы с детьми, имеющими особенности в развитии, позволяет профессиональному сообществу специалистов социальной защиты запустить процесс формирования нового, перспективного направления, услуги сделать более доступными для семей, в том числе из отдаленных населенных пунктов региона, повысить компетенции родительского сообщества», — отметил министр труда и социального развития Мурманской области Сергей Мякишев.